Боевой путь и основные этапы истории 339-го ордена Суворова III степени военно-транспортного авиационного полка

 

Вся история прославленной 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии неразрывно связана летчиками военно-транспортной авиации. Они поднимали крылатую гвардию в небо для совершения прыжков с парашютом, выполнения других учебно-боевых задач.

339-й военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк в этом списке стоит особняком. Его история, как и история 103-й ВДД, вот уже долгое время связана с Витебщиной. Десантникам и авиаторам постоянно приходилось действовать в одной связке – на учениях, в Чехословакии, Афганистане.

На основании распоряжения Государственного Комитета Обороны от 19.02.1944 года приказом командира 9-й гвардейской Донбасской дивизии дальнего действия на украинском аэродроме Екатериновка Кировоградской области начал формироваться 339-й полк.

24 июля 1944 года личному составу полка на аэродроме Бердичев Винницкой области УССР было вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Этот день стал днем рождения полка.

В боях с фашистской Германией летом 1944 года, полк действовал в интересах 2-го и 4-го Украинских и 1-го Белорусского фронтов с аэродрома Бердичев и Прилуки. Всего за период 1944 года полк произвел 392 боевых вылета, сбросив на голову врага 435 тысяч килограммов бомб. В воздушных боях было сбито 5 истребителей противника.

На заключительном этапе войны 1945 года боевые удары наносились по важным стратегическим пунктам противника на территории Польши и Германии, Гдыня, Данциг, Пиллау, Адлех, Дольгенен, Свенемюнде, Кенигсберг, Берлин и другие.

За весь период боевых действий с июня 1944 года по май 1945 года было совершено 576 вылетов, сброшено 10107 бомб общим весом 732814 килограммов. Пос¬ледний боевой вылет был совершен на логово врага г. Берлин 2 мая 1945 года.

За мужество, отвагу и героизм, проявленные в годы войны, 1113 авиаторов полка награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года за умелые боевые действия по обеспечению наступательной операции, успешные бомбовые удары по важнейшим пунктам и коммуникациям противника и проявленные при этом личным составом полка героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени.

На практике была доказана необходимость существования в военной авиации специализированной воздушно-транспортной группировки как самостоятельной авиационной структуры под единым командованием. В соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 7.03.1946 г. авиаполки на самолетах Ли-2 были включены в состав Десантно-транспортной авиации (ДТА) воздушно-десантных войск, которая в 1949 гооду была преобразована в Транспортно-десантную авиацию (ТДА). В соответствии этой директивой в мае 1946 года 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия была расформирована, и на базе ее управления в Полоцке (п. Боровуха) начала формироваться 3-я гвардейская Смоленская орденов Суворова и Кутузова авиационно-транспортная дивизия. В состав дивизии вошли 339-й (г. Слуцк), 24-й гвардейский (г. Полоцк) и 369-й (г. Витебск) транспортные полки. В мае 1956 года части дивизии влились в состав Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС. Успешно переучившись на самолет Ту-4Д. А 6 декабря 1956 года до конца пути 339-й полк базировался на аэродроме Витебск-Северный.

В 1958 году полк первым в военно-транспортной авиации переходит на новый турбовинтовой самолет Ан-12. Много славных страниц вписано в историю полка на легендарных самолетах Ан-12. Полк участвовал во всех крупных учениях («Днепр», «Дунай», «Весенний гром», «Одер», «Братство по оружию» и др.), проводимых по плану Министра Обороны СССР и Главнокомандующего ВС Варшавского Договора, таких как и другие. В ходе учений авиаторы успешно осуществляли выброску десанта в заданные районы.

Среди наиболее значимых заданий экипажей 339-полка необходимо отметить воздушные перевозки войск, боевой техники и боеприпасов в Венгрию (1956 г.); Вьетнам (1964 г.); Йемен (1966 г.); Египет, Сирию, Ирак (1967, 1973 гг.); Чехословакию (1968 г.); на советско-китайскую границу в район острова Даманский (1969 г.). Полеты выполнялись в сложнейших условиях, без обеспечения наземными средствами навигации и посадки, над морем и пустыней, на предельную дальность.

Знаменательным в истории части стали 1973–1974 годы, когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет третьего поколения – Ил 76. В сжатые сроки личный состав прошел теоретическое переучивание на предприятиях авиационной промышленности, а 14 июля 1974 года экипаж подполковника В. И Недоборова. совершил первый вылет на новом самолете.

С декабря 1979 по 1991 год, личный состав полка выполнял интернациональный долг в Афганистане (два года полеты выполнялись после вывода советских войск). Члены экипажей 339-гополка оказывали интернациональную помощь в Афганистане: доставляли десантников, технику, другие грузы за горы Гиндукуша. Высокие морально-боевые и профессиональные качества позволили белорусским экипажам пройти афганскую войну без боевых потерь. За успешное выполнение заданий, проявленное боевое мастерство и мужество 62 военнослужащих было награждено боевыми орденами и медалями.

В 1984 году, в канун своего 40-летия, 339-й военно-транспортный полк, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения города Витебска был награжден высшей наградой Белорусской ССР – Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.

Необходимо отметить, что в разные годы личный состав 339-го полка оказывал помощь народам, пострадавшим от стихийных бедствий. В апреле 1966 года наши авиаторы одними из первых доставили в пострадавший от землетрясения Ташкент медикаменты, продовольствие, спасательные бригады, палатки. В 1970 году участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Перу. В декабре 1989 года – в Армении. В 1986 году экипажи 339-го полка участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

После распада СССР в 1992 году командование и штаб 3-й гвардейской втад были перебазированы в Кречевицы под Новгород, затем в Смоленск, а в 2001 году дивизию расформировали. 339-й втап вошел в состав ВВС Беларуси. В 1996 году полк был расформирован. На базе части летного состава и самолетов полка была создана авиационная компания «Трансавиаэкспорт». Четыре экипажа с самолетами Ил-76МД были переведены для дальнейшего прохождения службы в 50-ю смешанную авиационную базу. Последний самолет Ил-76 покинул аэродром Витебск-Северный 30 июля 1996 года.

В настоящее время основные транспортно-десантные и специальные задачи Вооруженных Сил Беларуси успешно выполняет личный состав 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы.

 

Матеюн, А. Витебская воздушно-десантная дивизия / А. Матеюн. — Витебск, 1995. — 61 с.

 

 Марш 339-го военно-транспортного авиационного полка

 

Знамя 339-го военно-транспортно-авиационного полка
Знамя 339-го военно-транспортного авиационного полка

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяков, Д. Авиация БВО в небе Афганистана / Д. Дьяков // Белорусская военная газета. — 2012. — 15 февр. — С. 6–7.

2. Матеюн, А. На землю Афганистана / А. Матеюн // Віцьбічы = Витьбичи. — 1999. — 24 дек. — С. 2.

3. Сивухин, О. В небе над Афганом / О. Сивухин // Віцьбічы = Витьбичи. — 2010. — 20 февр. — С. 8.

4. Сивухин О. В. Двенадцать лет в небе Афганистана / О. В. Сивухин // Военно-исторический журнал. — 2008. — № 8. — С. 39—42.

5. Сивухин, О. Так начинался Афган / О. Сивухин // Віцьбічы = Витьбичи. — 2024. — 25 янв. — С. VI. — (Прил.: «Вечерний Витебск»).